Обобщая данные литературы, можно выделить следующие этапы логоработы.
Подготовительный этап.
Его задача – адаптация к условиям логопедических занятий, формирования элементарных навыков произвольного внимания, выполнения инструкций и т. д. Основные направления деятельности учителя-логопеда:
- До начала логоработы ознакомиться с условиями жизни ребенка, его бытом, окружением, игрушками, что позволит определить круг интересов, наладить контакт;
- Уточнить объем и характер обращений к ребенку в семье. Составить список стандартизированных инструкций обиходно-бытового характера, которые будут употребляться в неизменном виде дома и на занятиях;
- С целью затормаживания логореи и эхолалии ввести дома режим ограничения речи на 10-14 дней. Устранить из обихода слуховые и яркие зрительные раздражители, неспокойные игры и виды деятельности, новые впечатления.
- На первых занятиях логопед уточняет состояние восприятия речевых и неречевых звуков, реальный уровень понимания обращенной речи.
Дофонемный этап.
Основные задачи:
Формирование интереса к звукам окружающего мира, к речевым звукам;
Развитие потребности и возможности подражать им;
Формирование навыка дифференциации речевых и неречевых звуков;
Формирование произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти.
Работа над формированием интереса к звукам и развитием слухового внимания начинается с различения шумов, звуков неречевого характера. Используются игры со звучащими игрушками и инструментами (дифференциация звучания за ширмой барабана и дудочки). Используются неречевые инструкции, так как речь быстро утомляет ребенка. Постепенно ребенок учится не только определять характер звука и его источник, но и определять место звука, силу, длительность, интенсивность.
По мере того, как расширяется поле слышимости вводятся речевые ряды, заменяя неречевые (барабан – бам-бам, дудочка – ду-ду, корова – му…), обязательно связанные с конкретным предметом, картинкой, действием (ААА – плачущая девочка, УУУ – самолет…) В результате многократного совпадения звукового сигнала и зрительного образа устанавливается связь. Так начинает формироваться пассивный словарь.
Одновременно с формированием пассивного предметного словаря проводится работа над пониманием команд: «Дай!», «Сядь!», «Иди!». Используются приемы многократного повторения синхронно с логопедом, ритуальность, поощрение, контрастность по звучанию и др.
В первые 3-4 занятия вводят в понимание алалика 8-12 слов, и только 2-4 из них появляются в активном словаре.
Фонемный этап.
Задача – удержание накопленного и наращивание пассивного словаря, формирование фонематической системы, формирование осознанного доступного словаря, формирование элементарных навыков поддержания диалога вербальными средствами.
Интегрированный этап.
Дальнейшее содержание логопедических занятий является традиционным и включает стратегические направления работы с моторными алаликами на 1 и 2 этапах. По-прежнему используются приемы многократного повторения, ограниченная дозировка, опора на зрительное восприятие.
Логоработа строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедической работы.
Выделяют три этапа коррекционной работы, которые можно условно соотнести с уровнями речевого развития при ОНР, выделенными Р. Е. Левиной.
1 этап – методика логоработы до появления фразовой речи.
Основные задачи:
-Формирование мотивационной основы речевой деятельности;
-Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка;
-Развитие импрессивной речи;
-Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению;
-Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога);
-Совершенствование неречевых процессов (Понятие об основных цветах)
2 этап – до умения строить простое предложение на обиходно-бытовом уровне.
Задачи:
-Формирование фразовой речи на основе усвоения грамматических категорий и расширение словаря;
-Усвоение различных синтаксических моделей;
-Совершенствование неречевых процессов (профилактика ЗПР);
-В конце второго этапа – совершенствование произносительной стороны речи.
3 этап.
Задачи:
-Совершенствование навыков словоизменения и словообразования;
-Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи;
-Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
-Совершенствование коммуникативных умений и навыков.